Урок-конспект по теме: "Осень в стихах русских поэтов"

Бродский Опавшие листья

Цель урока:

  • - Знакомство ребят с творчеством поэтов, которые писали про осень;
  • - Воспитание эстетического восприятия окружающей среды;
  • - Развить точность использования слов в речи на примере стихов русских поэтов;
  • - Развить образное мышление;
  • - Воспитать патриотизм и любовь к родному краю.

Оборудование урока:

  • - Выставка книг русских поэтов, которые писали про осень;
  • - Выставка портретов поэтов, которые писали про осень;
  • - Аудиозаписи стихов русских поэтов;
  • - Букет осенних цветов;
  • - Осенние листья.

Ход урока

1.Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

Учитель:

  • «Дети, давайте отгадаем загадки. О чем они?»
  • «Пустеют поля, мокнет земля, дождь поливает, - когда это бывает?» (Дети: «Осенью»)

Или

  • «Лес расселся, неба просинь , - это время года ….?» (Дети – «Осень»)

Учитель:

  • «Правильно, дети, это все загадки по осень»
  • «Уходит лето – приходит осень»

Дети слушают стихотворение Исаковского «Попрощаемся с теплым летом».

  • «А что вы еще знаете об осени?»
  • «Что такое осень?» (время года)
  • «Чем отличается от других это время года?»

3.Тема урока - Какой видели осень русские поэты

  • «Посмотрите на портреты русских поэтов, - кого вы знаете?»
  • «Об осени писали многие поэты: Пушкин. Тютчев, Фет, Кольцов, Бунин, Плещеев, Толстой, Бальмонт, Есенин... (Дети записывают в тетрадки). Писали они по-разному, потому что осень разная.»
  • «Как бы вы рассказали об осени, как о прекрасном времени года?»
  • «А как бы вы рассказали об осени неприветливой, мокрой, холодной?»

Ф. И. Тютчев

  • «О начале осени, как никто другой, написал Тютчев." (Дети слушают аудиозапись стихотворения Тютчева "Есть в осени первоначальной». Дети анализируют стихотворение.)

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора —
Весь день стоит как бы хрустальный,
И лучезарны вечера…

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все — простор везде, —
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц не слышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь —
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле…

К. Д. Бальмонт

  • «Теплый период осени еще называют "бабьим летом". Давайте послушаем еще стихотворение Бальмонта «Поспевает брусника»». (Анализ стихотворения.)
  • «А что еще поспевает осенью?»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

А. С. Пушкин

  • «Попозже осень входит в свои права. Раскрашивает она своими красками лес, сад,- делает все золотым и красивым.» (Аудиозапись "Унылая пора! Очей очарованье!". Анализ.)»
  • «Пушкин использует слова - "багрянец", "золото". Посмотрите, ребята, на листья. Отвечают ли правде его слова?». (Учитель показывает листья разных цветов. Пусть ребята определят, - каким деревьям пренадлежат эти листья.)

Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса —
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и в золото одетые леса,
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.

М. Ю. Лермонтов

  • «Ребята, а все ли листья меняют свой цвет осенью?» (Еловые - не меняют. Дети слушают Лермонтова "Осень").

Листья в поле пожелтели,
И кружатся, и летят;
Лишь в бору поникши ели
Зелень мрачную хранят.
Под нависшею скалою
Уж не любит меж цветов
Пахарь отдыхать порою
От полуденных трудов.
Зверь отважный поневоле
Скрыться где-нибудь спешит.
Ночью месяц тускл и поле
Сквозь туман лишь серебрит.

А. А. Фет

  • «Изменения природы осенью описал Фет в стихотворении "Ласточки пропали"»
  • «Ребята, а все ли птицы улетают на юг?»
  • «Какие птицы улетают, а какие остаются?»

Ласточки пропали
А вчера зарей
Все грачи летали
Да, как сеть, мелькали
Вон над той горой.

С вечера все спится,
На дворе темно.
Лист сухой валится,
Ночью ветер злится
Да стучит в окно.

Лучше б снег да вьюгу
Встретить грудью рад!
Словно как с испугу
Раскричавшись, к югу
Журавли летят.

Выйдешь – поневоле
Тяжело – хоть плач!
Смотришь – через поле
Перекати-поле
Прыгает как мяч.

А. В. Кольцов, А. С. Пушкин, А. Н. Плещеев

  • «Погоду осени хорошо описал Кольцов в стихотворении "Осень", Пушкин в стихе "Уж небо осенью дышало"», Плещеев "Осень" (анализ стихотворений)
  • «В последнем стихотворении написано, что высохли цветы. А цветут ли такие цветы осенью - вот в этом букете.» (Учитель показывает букет)

А. Н. Плещеев "Осень"

Осень наступила,
Высохли цветы,
И глядят уныло
Голые кусты.

Вянет и желтеет
Травка на лугах,
Только зеленеет
Озимь на полях.

Туча небо кроет,
Солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит..

Зашумели воды
Быстрого ручья,
Птички улетели
В теплые края.

Учитель:

  • «Так чем же привлекает поэтов осень? Тем, что она красива и неповторима. Подбирая слова, поэты, делают ее живой, с характером. Она то воет, то плачет, то шепчет»

Итог урока

  • «Вспомните. какие поэты писали про осень?»
  • «Какие стихотворения вам больше всего понравились?»

Домашнее задание

  1. Выучить понравившееся маленькое стихотворение русских поэтов про осень наизусть.
  2. Выученное стихотворение проилюстрируйте собственными рисунками.

Комментарии

Будьте вежливы! Сообщения проверяются. Написать в редакцию сайта: обратная связь.